Российская государственная детская библиотека
Научно-методический отдел


Аскарова В.Я.,
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, председатель Центра детско-юношеского чтения ЧГАКИ


Сафонова Н.К.,
канд. пед. наук, доцент кафедры детской литературы
и библиотечной работы с детьми и юношеством ЧГАКИ



«Читающий подросток в мире взрослых:
поиски гармонии»

В ходе разработки и реализации названного регионального проекта педагогами кафедры детской литературы ЧГАКИ была осознана необходимость проведения исследования, нацеленного на прояснение ситуации в сфере взаимодействия читающего подростка со взрослыми организаторами его чтения. Проблемная ситуация связана с тем, что подростки могут пользоваться в основном теми достижениями книжной культуры, которые им предоставляют им взрослые. В то же время подростки создают собственную субкультуру, отличную от культуры старшего поколения. Не принимая всерьёз наставления взрослых, считая их во многом устаревшими, подростки опережают родителей, библиотекарей и педагогов в освоении новых информационных технологий, иностранных языков, западной музыкальной культуры, основ рыночной экономики и т. д.
Взрослые же – издатели, библиотекари, работники книжной торговли, педагоги, родители отстаивают собственные культурные позиции. Они в деятельности по отбору литературы и формированию круга подросткового чтения руководствуются в основном своими представлениями о полезных или вредных книгах, необходимости санкционирования тех или иных сторон читательской деятельности. Жизненный, в том числе читательский опыт взрослых, усвоенные ими нормы культурного поведения формируют их представления о чтении развивающем, одухотворяющем или вредном, отупляющем, диссонирующим с интересами духовного развития читателя-отрока.
Изучить систему представлений (концепцию читателя) о читающем подростке необходимо, прежде всего, потому, что эти представления, даже когда они не осознаются в полной мере, являются основным пусковым механизмом, определяющим содержание деятельности институтов книгоиздания и книгораспространения, образовательных учреждений, организацию семейного чтения.
Однако насколько система представлений взрослых, их видение приоритетов чтения соответствуют культурным потребностям и самопредставлениям подростков? Насколько конфликтны обозначенные системы представлений и самопредставлений? Как обе стороны рассматривают проблему гармонизации взаимоотношений с книгой и электронными носителями информации? Наконец, на какой основе строить взаимодействие двух миров? Взрослые должны с кофигуративной настойчивостью прививать подросткам свои культурные привычки или, напротив, отбросив собственный опыт чтения как архаичный, занять позицию «снизу вверх»? А, может быть, попробовать установить равноправные отношения, обеспечивающие диалог культур разных поколений?
По сути, речь идёт о разработке концепции культурного посредничества взрослых на линии «подросток и книга». Одним из необходимых шагов на этом пути является выявление представлений взрослых организаторов о чтении подростков, степени их расхождения с самопредставлениями юных читателей.
С целью получения эмпирического материала в Челябинской области при поддержке губернатора П. И. Сумина было проведено исследование «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений». Посредством организационных усилий областной детской библиотеки им. В. В. Маяковского к исследованию были привлечены работники издательств, книжных магазинов, детских библиотек, педагоги средних школ и родители Челябинска, Златоуста, Миасса, Озёрска, Южноуральска и Уйского и Сосновского районов (Программа и основные инструменты исследования были разработаны В.Я. Аскаровой. Анкетную карту для подростка разработала Н.К. Сафонова; ею же осуществлёна и обработка соответствующего эмпирического материала. Сбор и обработку материалов опроса взрослых организаторов подросткового чтения осуществили А.К. Ланкина, В.Я. Аскарова, Т.О. Бобина. В докладе выборочно использованы фрагменты отчётных материалов). Понимая, что в подростковой среде, как и в других возрастных группах, происходят процессы социального расслоения, сопровождающиеся дифференциацией ценностных ориентаций, норм культурного поведения, попытаемся нарисовать усреднённую картину, страдающую известными изъянами «средней температуры по больнице», но указывающую на общие тенденции общественной жизни.
Начнём с анализа самопредставлений читающего подростка. Как и предполагалось, картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, какую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Явления кризиса детского и юношеского чтения, не только не становятся менее выраженными, но и определённо прогрессируют. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» – чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений входит в разряд явных и подотчётных сознанию. Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что подростки при этом оперируют категориями множественного числа: «мы», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации.
Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни – школьную, домашнюю, внедомашнюю досуговую жизнь; они утверждают, что перестали читать «потому что появился компьютер, мобильная связь и другая техника», «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом утверждений становится категоричный вывод: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».
Отношение к использованию новых информационных технологий у подростков носит прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация здесь воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять – выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная («слишком протяжная!»), она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: «читать долго и лень», «неохота париться над книгами». В чтении подростки признают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: «развиваешь своё мышление и память», «развиваешь речь, лучше пишешь», «чтение развивает орфографию и мышление».
Кроме «полезных», подростки отмечают и «приятные» свойства чтения – оно способно быть источником развлечения: «это завлекает и интересно», «книга может поднять настроение», «чтение помогает расслабиться и развлечься», «это способ убить время, когда скучно», «чтение снимает усталость и перегрузку с человека» и т. д. Развлекательный эффект чтения видится подросткам в достаточно широких пределах: от элементарной «прикольности», производимой «завлекательным сюжетом» до весьма сложных ощущений, связанных с целостным воздействием книги, вовлечением читателя в её художественное пространство: «это здорово, когда переживаешь вместе с героями», «завлекаешься в мир фантазий и сказок». Способность к таким «развлечениям» продемонстрировало примерно 25-27% опрошенных; остальные подростки выразили достаточно однотипные реакции удовольствий («здорово», «прикольно», «классно»).
Тяготение к развлекательности находит выражение в выборе читательских приоритетов: на первых позициях здесь приключения, фэнтези, юмористика, комиксы, страшилки, журналы, детективы. Эмпирический материал демонстрирует и явное доминирование «серийного» чтения. Его репертуар пестрит «Ведьмами», «Фанатками», «Зачарованными», «Волшебными мечами» и т.д. Для части читателей преобладание такого чтения имеет и другое следствие: они приходят к выводу, что сейчас «трудно встретить интересную книгу», преобладают «одни дешёвые бульварные романчики».
Происходит стремительное сужение репертуара детского и подросткового чтения, от 100 до 10-ти раз были названы всего 26 произведений. Среди наиболее предпочитаемых – «Гарри Поттер» Д. Роулинг (132 выбора), книги Д. Донцовой, «Таня Гроттер» Д. Емца, «Властелин колец» Р. Толкиена (55); далее следуют с большим отрывом книги Н. Носова, А. Конан-Дойла, А. Беляева, В. Лукьяненко, М. Твена, Ж. Верна. Далее в пределах 10-ти выборов называются А. Линдгрен, цикл повестей К. Булычёва про Алису, «Три мушкетёра» А. Дюма, «Унесённые ветром» М. Митчел, а также произведения В. Осеевой, Д. Дефо, Ф. Пулмана.
В контексте обозначенных читательских предпочтений представляют интерес суждения подростков о «хорошей» и «плохой» книге. Определяя качества «хорошей» книги, подростки на первое место поставили позиции «умная» и «простая». «Умная» книга, прежде всего, информативна, она «много полезных сведений несёт», здесь «черпаешь полезную информацию», «находишь полезные мысли». «Простая» же доступна по содержанию, языку и стилю изложения; она написана «без занудных описаний», здесь «всё понятно», присутствует «простая обычная речь». Сложность в книге подросток категорически не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую» книгу.
Какую же книгу подростки считают «интересной»? Прежде всего, это та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями». Причём «положения» и «ситуации» непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть «про нас», «про современную нашу жизнь», «где бы мы читали про себя». Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок – дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Может быть, эта дискретность восприятия становится причиной того, что свою читательскую жизнь подростки не склонны планировать и продумывать хотя бы на шаг вперёд? Наиболее распространённая ситуация чтения, обозначенная подростками «читаю под настроение», «читаю что попадёт под руку».
Конфликт современных подростков с книжной культурой, конечно, в немалой степени обусловлен резким изменением цивилизационно-техногенных условий их жизни. Однако немалая нагрузка лежит и на социуме, в котором находится подросток. Постепенное, но неуклонное разрушение социальной среды, стимулирующей чтение, предопределило массовое отторжение от книги и чтения в подростковой среде.
Среди основных причин, обусловливающих кризисные явления подросткового чтения – изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения. Подростки перестали видеть в семье образцы и примеры вдохновляющего читательского поведения. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало её в глазах детей. В отсутствие доказательных обыденных примеров собственного чтения взрослые, побуждающие подростка к чтению, выглядят неубедительно. Подростки утверждают: «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а, главное, «не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать». В сложившейся ситуации все призывы в пользу чтения воспринимаются подростками как проявление обычного взрослого лицемерия, «двойных стандартов» для взрослого и детского миров.
Домашнее книжное окружение детей тоже, как показывает эмпирический материал, ущербно; объём домашних книжных собраний подростков колеблется от 15 до 50-ти произведений печати. Разумеется, речь идёт о средних показателях; исключения, естественно, имеют место. Некоторыми респондентами назывались цифры «до тысячи, а может и больше», «не меньше пятисот», «только моих 150 штук» и т. д. Однако в массе своей подростки отмечают, что родители крайне редко являются инициаторами приобретения книг в домашние книжные собрания: «родители не интересуются, что мне нравится, не покупают мне книг», «сейчас не принято дарить детям книги» и т. д. Таким образом, домашняя среда в её современном варианте вряд ли способствует настоящему и эффективному приобщению подростка к книге и чтению.
Отметим и некоторую растерянность родителей перед новыми реалиями. Список конкретных книг, которые они считают полезными для подростков, предельно скромен: называются в основном В. Каверин, В. Быков, А. Рыбаков, А. Пушкин, В. Крапивин, Д. Рубина, В. Железников. Причём справилась с ответом на этот вопрос лишь пятая часть респондентов. Чтобы уточнить, какие книги родители считают особенно полезными для социализации и саморазвития подростков, мы задали им вопрос о том, для издания каких книг они рекомендовали бы Президенту РФ ввести льготы. Ответы на этот вопрос были крайне редки и поразили отсутствием конкретики: «на все», «на переиздание качественных старых книг», «на классику», «на учебную, программную литературу», «на энциклопедии, справочники для школьников». Родители хотели бы вытеснить из круга чтения своих детей книги, которые стимулируют и формируют вседозволенность, жестокосердие, душевную чёрствость, дурной вкус, интеллектуальную леность. К таковым они относят «мистику», «страшилки», «бульварный детектив». Однако конкретные названия единичны: «Синяя борода» Ш. Перро, «Чучело-2» В. Железникова, «Сломанная кукла» А. Лиханова. Выражая собственную неудовлетворённость качеством чтения детей, родители не вполне понимают, в каком направлении им следует ориентировать читательскую деятельность подростка, как выстраивать взаимоотношения с ним, объяснить благотворность чтения, определить его смысл и приоритеты. Затрудняются они и с формулировкой пожеланий институтам книжного дела; чаще всего пожелания ограничиваются снижением стоимости книг. Свои надежды на улучшение ситуации чтения своих детей они связывают в основном со школой и библиотекой. Свои возможности руководства чтением своих детей оценивают низко, передоверяя это специалистам в области литературы и книжного дела. Заполняя анкетную карту, кто-то из родителей написал: «Вы забыли спросить, а читаем ли мы сами?»
К сожалению, результаты исследования не позволяют сделать вывод о стимулирующем воздействии школы. Подростки крайне редко видят в педагоге человека, чей читательский опыт представляет интерес. Как и предполагалось, на чтение подростка существенное влияние оказывает характер учебного заведения, в котором проходят его школьные годы. Подростки элитных гимназий, лицеев имеют значительно больше оснований для читательского развития. Однако нередко элементы читательской образованности носят сугубо «внешний» характер, не отражающийся на внутренней структуре личности. Об этом свидетельствует, прежде всего, то, что мотивы чтения и читательские ожидания подростков из элитных и обычных учебных заведений совпали именно в своих нижних амплитудах. Слой действительно элитных читателей тонок, он составляет всего 7-8% от числа опрошенных.
Чтение в рамках школы, судя по всему, не является стимулятором читательской активности подростков. Во-первых, потому, что школа «съедает» большую часть времени: «школа и уроки не оставляют времени ни на что!», «мы сильно загружены», «мечтаешь просто выспаться или погулять».
Во-вторых, преподавание литературы в школе, программный репертуар, методики его освоения зачастую вызывают у подростков отторжение от чтения. Анкетные данные свидетельствуют о тоскливом неприятии уроков литературы: «на уроках нам книги не читают», «учителя не завлекают нас книгой», «иногда хочется спросить у учителей, нравится ли им самим читать». Представляется очевидным, что учитель перестаёт быть транслятором традиции чтения, самой идеи чтения, вдохновляющим образцом читательского поведения.
Изменилась и роль муниципальной детской библиотеки в организации детско-подросткового чтения. Как и раньше, она рассматривается как институт выравнивания социальных возможностей детей, но в этой функции её видят больше подростки из обычных общеобразовательных школ. Учащиеся элитных лицеев, гимназий от неё дистанцируются; очевидно, здесь играет роль лучшая оснащённость школьных библиотек. Кроме того, названные категории читателей активно используют сверстнический книгообмен, они более активны в формировании домашних книжных собраний.
Подростки по-прежнему видят в муниципальной детской библиотеке дружественную территорию, а в библиотекаре ценят профессионализм, доброжелательность, эрудицию, демократичность. В детском библиотекаре подростки не видят антагониста, которого следует опасаться. Если других взрослых, например, родителей, подростки просят «не лезть со своими советами», то библиотекарям адресуют просьбу: «Советуйте нам книги!». Подобные просьбы сопровождаются оговорками и призывами к умеренности и толерантности: «не сильно подсказывайте нам в выборе», «чтобы брать или не брать решали мы сами», «разговаривайте с нами о книгах, когда мы хотим» , «чаще улыбайтесь нам, чтобы мы не стеснялись».
В то же время библиотека находится отнюдь не на первых позициях на пути к желанному для подростков чтению. Первую строчку здесь занимают сверстнический книгообмен (36%), вторую – домашние библиотеки и библиотеки родственников (32%). Возможно, причина здесь кроется в стремлении к более короткому и неформализованному пути к книге (без оформления, записи, сроков возврата). Кроме того, при всей адаптивности книжно-предметной среды в детской библиотеке, подростки здесь всё равно ощущают некоторую «ведомость», хотя и в предельно мягких формах. Свою неудовлетворённость качеством библиотечного обслуживания подростки отражают и в пожеланиях «быть в курсе всех новинок», «чаще пополнять запас книг», «искать книги не только у себя в хранилище, но и связываться с другими библиотеками».
Что же думают о современном читающем подростке детские библиотекари?
С точки зрения современного библиотекаря, в свободном чтении современных подростков преобладает литература развлекательного характера и, соответственно, в качестве доминирующих мотивов чтения называются «стремление отдохнуть, развлечься», «желание уйти от повседневных проблем». В качестве любимых подростками жанрово-тематических комплексов указываются детективы, комиксы, «книги об ужасах и мистических явлениях». В своём видении социально полезного чтения для подростков детские библиотекари солидарны с родителями; те и другие полагают, что полезна для подростков, прежде всего, книга, которая утверждает такие нравственные ценности как умение понимать других людей, терпимость, милосердие, честность. С этой точки зрения, наиболее ценными им представляются произведения отечественных авторов, популярных в 70-80-е годы предыдущего века: А. Лиханова, В. Крапивина, В. Железникова. Детскими библиотекарями названы книги, выполняющие, с их точки зрения явно разрушительную функцию; к таковым они относят произведения В. Пикуля, Д. Роулинг, Д. Донцовой, Д. Емца, Г. Остера. Названные книги воспринимаются как насаждающие «жестокосердие», «бездушие», «душевную чёрствость» и формирующие «дурной художественный вкус». Негативно оцениваются также серии «Библиотека ужасов», «Детский детектив», «Опасный возраст» и «всевозможные страшилки».
Детские библиотекари в целом негативно оценивают поток современной детской литературы, требуя исключить из неё темы насилия, жестокости и агрессии; они сетуют на рассогласованность усилий издателей и распространителей книги, преобладание в их деятельности исключительно коммерческого подхода. Они отмечают преобладание в современном потоке литературы для подростков «боевиков», «дешёвых, пустых детективов», «дурных пересказов», «плохих переводов».
Вместе с тем у детских библиотекарей нет целостного видения приоритетов в издании литературы для подростков; профессиональные пожелания весьма скромны и касаются издания «классики», «современной литературы», «отдельных серий».
Как видим, в позиции детских библиотекарей наблюдаются некоторая растерянность, замешательство, неприятие сложившейся ситуации, тоска по чётким и ясным ориентирам в детской литературе, накопленные с годами стереотипы профессионального сознания при отсутствии позитивной программы деятельности. Особенно остро это проявляется в суждениях библиотекарей со значительным трудовым стажем.
В сложившейся ситуации социально ценной представляется рефлексия детских библиотекарей по поводу гармонизации собственной деятельности с объективным ходом общественной жизни. Они отмечают дефицит научных сведений о чтении современного подростка и заявляют о своей готовности строить с ним взаимодействие на основе сотрудничества, приближаясь к его интересам и признавая право подростка на создание собственного круга чтения.
О плодотворности данной позиции свидетельствует опыт детских библиотек Озёрска, Трёхгорного, Красноармейска, Троицка, Верхнего Уфалея. Для названных библиотек характерна стратегия СОдействия во взаимоотношениях с подростками; декларируя правомерность субъектной позиции подростка, взрослые определяют собственную активность словами «поддержка», «корректировка», «вовлечение», «стимулирование». Для лучших детских библиотек характерно пытливое отношение к современному подростку, стремление понять, каков он как читатель, и в какой помощи со стороны библиотеки нуждается. Среди удачных попыток такого рода – опросы «Какой я читатель», «Быть современным – значит…», выпуск подростковой «Забор-газеты», проведение недель тинейджерского чтения, бенефисов читающих классов, организация информплощадок «Тинейджер – о работе библиотеки» и т. д.
Влияние современного книгоиздания на чтение подростков достаточно противоречиво. Оценивая характер и качество чтения современных подростков, издатели, как и все опрошенные нами организаторы детско-юношеского чтения, придерживаются мнения, что они мало читают и ориентированы на «несерьёзное», развлекательное чтение. Названная категория опрошенных обеспокоена явным снижением качества чтения подростков и однообразием его репертуара. Издатели считают, что для активизации подросткового чтения необходимо сокращение общения с ТВ, компьютером. Они предлагают сделать чтение модным занятием, вытеснить «американские мультики» и даже «взорвать Останкино».
Представления издателей о полезной книге для подростков варьируются в весьма широком диапазоне. В качестве социально полезной литературы для подростков названы книги, воспитывающие жизнелюбие, понимание других людей. Затем в качестве социально ценных качеств следуют «ответственность», «милосердие», «доброжелательность». Издатели считают, что «полезная» книга должна развлекать подростка посредством занимательного сюжета, интересными героями и смешными диалогами. Вместе с тем она должна пробуждать «жажду знаний», формировать «самостоятельность». Издатели отмечают дефицит в современной литературе, ориентированной на подростков, тем патриотизма, коллективизма, дружбы, ответственности за свою жизнь, нравственного воспитания подростков.
Явно вредной для подростков издатели считают литературу, стимулирующую вседозволенность, жестокосердие, воспитывающую дурной художественный вкус и интеллектуальную леность. Любопытно, что в качестве таковых названы произведения Б. Акунина, «Гарри Поттер» Д. Роулинг, а также «книги ужасов» и комиксы. Оценивая современное состояние книгоиздания для подростков в целом, издатели характеризуют его качество как «среднее».
Эту оценку современного книгоиздания для подростков разделяют и работники книжной торговли. Им тоже не нравятся «ужасы», «боевики», «сексуально-привольные книги», «мистика» и прочий ходовой товар. В целом и книгоиздатели, и работники книжной торговли проявляют неудовлетворённость состоянием книгоиздания для подростков. С одной стороны, оно даёт возможность привести чтение в соответствие с личными запросами читателей, с другой – наводнило книжный рынок детской литературы большим количеством тривиально-ремесленнического «чтива», которое «формирует невзыскательный вкус», «задаёт пониженные параметры требований к книге».
Сами издатели и работники книжной торговли признают недостаточность книгоиздания для подростков, перекос детско-юношеского книгоиздания в пользу детей 3-6 лет. Они высказали озабоченность преобладанием фантастики, фэнтези, комиксов и зарубежных детективов в чтении подростков. Книгоиздатели и работники книжной торговли выразили неудовлетворённость коммерциализацией книгоиздания в адрес детей и подростков, ослаблением содержательной составляющей детско-юношеской книги. Остаётся неясным, каким же силам подвластны позитивные перемены в данной сфере.
Любопытно, что сами подростки хотят видеть в издателях и работниках книжной торговли своеобразных «поводырей» по сокровищнице книжной культуры; неспроста некоторые из опрошенных высказали пожелание деятелям книжного бизнеса «получить библиотечное образование».
Итак, перед нами подросток, фигура достаточно противоречивая. Он наивно-облыжно заявляет, что «чтение устарело», «книг действительно интересных мало», а на уроках литературы «сплошное занудство». В то же время подросток не отказался бы от совета и толковой помощи, но не видит вокруг себя вдохновляющих образцов читательского поведения.
На другом полюсе – растерянные взрослые, которые сетуют на кризисные явления подросткового чтения, критически оценивают состояние соответствующего книжного потока, но не видят путей изменения сложившейся ситуации к лучшему. Не понимая изменившихся реалий общественной жизни, они тянут подростка в стереотипы культурного поведения 70-х-80-х годов. Крайняя форма реагирования на современную экспансию мультимедийной культуры – «запретить мультики», «взорвать Останкино» и т.д.
Проведённый опрос и выполненный анализ библиотечной документации мы считаем первым этапом исследования; уже начата экспериментальная работа, нацеленная на повышение информированности родителей и педагогов в вопросах детско-юношеской литературы и усвоение ими приёмов стимулирования подросткового чтения. Широкое освещение материалов исследования в региональной печати способствует развитию профессионального сознания в позитивном направлении всех организаторов детско-юношеского чтения, в том числе – издателей и работников книжной торговли.
Косвенным результатом проведённой и продолжающейся исследовательской работы является признание библиотекарями, деятелями образования и специалистами в области книгоиздания и книжной торговли необходимости научной составляющей в деятельности по поддержке и стимулированию читательской активности. Об этом свидетельствует, в первую очередь, то, что в проект Года чтения на Южном Урале («Читающий Урал – настоящая Россия»), намеченный на 2007 г., включены исследования «Чтение в семьях Южного Урала» (ЧОЮБ), «Стимулирование читательской активности на уроках литературы в школе» (ЧГПУ), «Особенности регионального книжного рынка» (ЧГАКИ).
Названные исследовательско-экспериментальные меры представляются важными, но они носят паллиативный характер. Сложившаяся ситуация, кризисная для всех обозначенных сторон, настоятельно требует возвращения государства в сферу организации читательской деятельности. Главная проблема: ПРОИСХОДИТ КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ СУЖЕНИЕ КРУГА СПЕЦИАЛИСТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА РАЗНООБРАЗНЫХ АСПЕКТАХ ЧТЕНИЯ! Прежде всего, необходима подготовка специалистов детско-юношеского чтения, которые бы специализировались на издании, экспертировании, критике литературной продукции для детей и юношества, библиотечно-педагогической работе, организации учебных медиацентров. Остро ощущается нехватка профессионалов, владеющих различными технологиями продвижения чтения, совершенствования его качества. В настоящее время ни один вузовский образовательный стандарт не предполагает подготовку названных специалистов.

© 2004-2006  Научно-методический отдел РГДБ
При полном или частичном использовании материалов,
ссылка на metodisty.rgdb.ru обязательна.


Hosted by uCoz